версия для слабовидящих

Некоторые возможности дистанционных образовательных технологий в университете Туякова А.Е. Кандидат исторических наук, доцент Оспанова Д.К. доктор Ph.D., старший преподаватель кафедры «Общеобразовательные дисциплины»

Образование – это катализатор прогресса, благосостояние людей и общества в целом. Вопросы качества образования предоставленного контента в дистанционном формате в нашей стране во время чрезвычайного положения приобрело приоритетное значение. В современном мире систему образования затронули огромные перемены, связанные с внедрением новых информационных технологий и интернета.

Коронавирус – не повод не учиться, ЮНЕСКО призывает все страны наладить дистанционное обучение. ЮНЕСКО со своей стороны готова оказать поддержку в усилиях по обеспечению непрерывности обучения. В этой связи, ЮНЕСКО опубликовала на сайте список доступных приложений и платформ для онлайн обучения, которые могут использоваться родителями, учителями и учащимися [1].

С 16 марта 2020 года Казахский университет экономики, финансов и международной торговли перешел на реализацию образовательных программ по всем уровням образования и формам обучения с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для самостоятельного освоения учебного материала.

Как показывает практика с момента введения карантина в нашей республике, систематическая работа с дистанционным курсом мотивирует студентов к более глубокому осмыслению теоретического программного материала, активизирует их самостоятельную познавательную деятельность [2]. Более того, возможность публикации собственных научных идей, гипотез и наблюдений в тематических форумах, созданных на основе платформы Platonus, существенно повышает мотивацию студентов к овладению профессиональным языком для общения в глобальной сети Internet с другими слушателями данного курса, усиливает точность формулировок, логичность изложения собственных мыслей [3].

Дистанционное обучение получает все более широкое распространение в современной системе образования. При организации образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам оно позволяет гибко регулировать учебную нагрузку и активизировать самостоятельную познавательную деятельность слушателей.

Для обучающихся наш университет предоставляет следующие возможности, которые в той или иной мере повышают качество образования и полученных образовательных результатов:

- on-line-доступ ко всем материалам учебных дисциплин (учебно-методический комплекс дисциплин, конспекты лекций, электронные учебники, ссылки на источники) с любого компьютера, имеющего доступ в сеть Интернет;

- возможность дистанционного прохождения тестов, выполнения заданий и лабораторных работ;

- возможность улучшения своих результатов путем многократного прохождения тестов в рамках образовательных дисциплин;

- on-line-общение с преподавателями с помощью реализованных в Platonus, Zoom, Whats App, email и многие другие;   

- объективность системы оценивания посредством реализации в системе процедуры автоматической оценки по дисциплине;

- просмотр сформированных системой результатов освоения курса в формате текущих оценок за выполненные задания.

Для преподавателей наш университет предоставляет возможности, связанные с организацией учебно-методического материала:

- инструмент для формирования образовательных модулей и дисциплин (структурирование учебных материалов и перевод их в электронный вид;

- формирование электронных учебников, которые доступны обучающимся с любого компьютера, имеющего доступ в сеть Интернет;

- разработка тренажеров и тестов с возможностью их прохождения on-line или дистанционно);

- on-line-общение с обучающимися для получения обратной связи с целью пересмотра содержания или структуры учебной дисциплины.

Для администрации нашего вуза информационная система предоставляет следующие возможности, которые влияют на повышение качества образования:

- инструмент для оптимального и гибкого планирования учебного процесса с учетом всех ресурсов, а также запросов рынка труда;

- мониторинг реализации учебного процесса;

- аналитические отчеты о ходе учебного процесса;

- актуальная и пополняемая база образовательных модулей и технологий.

Еще одной особенностью технологии дистанционного образования является система обеспечения студентов учебной продукцией, которая состоит из электронных кейсов, записанных на CD-диски, содержащие несколько десятков электронных рабочих учебников, УМК, видео- и аудиокурсов. Использование информационно-телекоммуникационных средств позволяет создать оптимальную модель системы индивидуального учебного планирования, которая предполагает электронный контроль усвоения знаний, осуществляемый в форме мониторинга. Контролируются все учебные занятия, в частности, по обучающим компьютерным программам проводится тестирование либо фиксируется достигнутый в течение занятия результат [4]. По окончанию курса наиболее действенным инструментом педагогической диагностики знаний, в особенности для дистанционной систем образования, являются компьютерные тесты.

Дистанционный формат обучения традиционно рассматривается как обмен учебными материалами между удаленными субъектами образования. Обучающийся прослушивает лекции, получает задания по освоению содержания. Преподаватель транслирует знания, оценивает степень усвоения информации [5].

Дистанционные технологии максимально экономно относятся к свободному времени студента. В основном он учится дома (или на работе) и не тратит время на поездку в вуз. Он может учиться именно в те моменты времени, когда не загружен другими делами, т.е. в наименее ценное время. Главную роль в учебном процессе играл, играет и будет играть преподаватель, его личность, и квалификация [6]. Дистанционное образование удобно тем, что позволяет учиться в соответствии со своим темпом, личностными особенностями и образовательными потребностями, не ограничивает в выборе учебного заведения и образовательных возможностей. Необходимо использовать в процессе обучения современные технологии, то есть, параллельно осваивать навыки, которые потом пригодятся в работе. Среди недостатков дистанционного обучения можно выделить отсутствие личного общения между преподавателем и студентом. При этом необходимо наличие у студента сильной личной мотивации, умения учиться самостоятельно. Студенты не всегда могут обеспечить себя достаточным техническим оснащением – иметь компьютер и постоянный выход в Интернет.

Образование является мощным вкладом в будущее страны. Расширяя горизонты знаний и диапазон средств для получения этих знаний, применяя новейшие разработки для обучения, мы сможем вырастить новое поколение специалистов, способное приумножить благосостояние нашей республики.

 

Список использованных источников:

1. https://news.un.org/ru/story/2020/03/1374121

2. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Тимошкина Н.В. Использование дистанционных образовательных технологий в вузе //В мире научных открытий. – №11(59). – 2002. – С. 143-160.

3. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – № 4. – 2013.– С. 10-12.

4. file:///C:/Users/ACER/Desktop/confcdo2015.pdf

5. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/ispolzovanie-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologij-v-uslovijah-distancionnogo.html

6. https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2015/10/confcdo2015.pdf




Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1