версия для слабовидящих

Зримые шаги реформы

С 2010 года Казахстан реализует свою деятельность в контексте Болонского процесса, ориентируясь на базовые тренды европейского высшего образования.

Глобальная академическая мобильность – один из основных инструментов процесса интернационализации, не случайно она вошла в число приоритетных целей, обозначенных на третьем форуме политики Болонского процесса. Она обеспечивает развитие международного сотрудничества между учебными заведениями, повышает качество высшего образования и научных исследований. Кроме того, это прекрасная возможность подготовки конкурентоспособных кадров на основе мирового опыта.

В нашей стране сложился уникальный подход к развитию академической мобильности: ее поддерживает государство. Подобного в мире нет. И все больше наших студентов и преподавателей обучаются за рубежом. Она развивается у нас по принципам долгосрочных приоритетов. Именно с этой целью недавно принята Стратегия академической мобильности в Казахстане на 2012–2020 годы, в которой обозначен ряд целевых индикаторов. Ожидается, что к 2020 году каждый пятый отечественный студент будет мобильным, а 5% всех студентов, обучающихся в Казахстане, получат предварительную квалификацию за пределами европейского пространства высшего образования. Сформировав методологическую, нормативно-правовую, научно-методическую базу академической мобильности на основе совершенствования инструментов Болонского процесса, вузы Казахстана будут интегрированы в европейскую исследовательскую зону. Снизятся барьеры, обусловленные субъективными факторами, будет создана казахстанская модель мобильности, ориентированная на импорт – экспорт образовательных услуг.

В 2012 году в рамках академической мобильности наши студенты обучались в Университете Солбридж (Южная Корея), Московском финансовом и в Казахском экономическом им. Т. Рыскулова университетах. Доцент А. Ильяс стажировался по программе «Болашак» и защитил докторскую диссертацию. 12 преподавателей и сотрудников прошли трехмесячную стажировку по программе «Болашак» в Европейском Университете (Швейцария), девять преподавателей окончили курсы в Университете Солбридж (Южная Корея). В КазУЭФМТ расширена академическая свобода в определении содержания учебных программ, компонент по выбору увеличен: в бакалавриате – с 40% до 50%, в магистратуре – с 50% до 60%.

В программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент поручил Правительству разработать национальную систему профессиональных квалификаций на основе эффективных механизмов правового и институционального регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда. Национальная система квалификаций утверж­дена Трудовым кодексом РК и включает в себя национальную рамку квалификаций, отраслевые рамки квалификаций, профессио­нальные стандарты, оценку профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалиста. Уже сегодня с учетом международного опыта министерствами образования и науки, труда и социальной защиты населения разработана и принята Национальная рамка квалификаций, основанная на знаниях, умениях и навыках с учетом личностных и профессиональных компетенций специалиста. В согласии с требованиями Болонского соглашения она совместима с Европейской рамкой квалификаций по восьми уровням в масштабах страны и базируется на результатах обучения, причем шестой, седьмой и восьмой уровни соответствуют высшему и послевузовскому образованию (бакалавриат, магистратура и докторантура). На ее основе в сферах образования и науки, труда, сельского хозяйства разработаны отраслевые рамки квалификаций, начата разработка профессиональных стандартов, заложены основы институциональной модели независимого подтверждения квалификации.

Механизм обеспечения соответствия выпускников параметрам Национальной рамки квалификаций – реализация в вузах модульных образовательных программ, которые разрабатываются с учетом требований Национальной и Европейской рамок квалификаций, что обеспечивает качество образования. Только такой подход, как показывает практика, способен обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов. Наш университет готовит кадры по 15 специальностям бакалавриата (очной, вечерней и заочной формам обучения) и по восьми – магистратуры. Обучение и выпуск обеспечивают десять кафедр, на которых работают 48 докторов наук, 101 кандидат, 6 докторов РhD и 40 магистров.

Университет имеет тесные научные и деловые контакты с министерствами экономического развития и торговли, финансов, охраны окружающей среды, с Институтом экономических исследований, Казахстанским институтом развития индустрии, Национальным научно-техническим холдингом «Парасат», Казахстанским центром государственно-частного партнерства, Национальным аналитичес­ким центром при Правительстве, Институтом экономики Комитета науки МОН РК, Агентством по статистике. Заключено 49 договоров о сотрудничестве в области науки и образования с зарубежными вузами и организациями, среди которых Совет по изучению производительных сил Мин­экономразвития РФ, Российская академия наук, НИФИ (Москва), Институт мировой экономики и международных отношений НАН Украины, Финансово-банковская академия (Ташкент), Университет им. Бейлора (США), Национальный университет Сингапура, Международная школа бизнеса Солбридж университета Вусонг и другие.

Наши выпускники работают во всех звеньях денежно-кредитной, налоговой и финансово-банковской системы, в группе компаний Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», в числе которых «КазМунайГаз», «Казахстан темир жолы», холдинги «Зерде», «КазАгро», в государственных органах стратегичес­кого планирования, Мажилисе Парламен­та, ведомственных научно-исследовательских институтах.

В университете внедрены современные технологии дистанционного обучения, позволяющие модернизировать высшее очное образование (использование рассылок раздаточного материала перед занятиями, постоянный контакт с преподавателем в ходе самостоятельной работы студентов, создание интерактивных сайтов педагогов), максимально приблизить заочное образование к очному за счет активных онлайн-контактов с преподавателем. Дистанционное обучение открывает новые возможности для повышения квалификации в течение всей жизни. В учебный процесс внедряются современные технологии. В 2008 году совместно с Налоговым комитетом впервые в стране создана базовая лаборатория (прототип – Налоговый комитет Министерства финансов РК), включающая в себя малый сервер (терминал), 15 компьютеров с соответствующими пакетами прикладных программ по всем видам налогов и организации работы налоговых органов. У студентов работа в учебной лаборатории вызывает живой интерес, закрепляет теоретические знания, прививает практические навыки. Каждое занятие по дисциплине «Налоги и налогообложение» проходит в виде деловой игры по таким направлениям, как регистрация налогоплательщиков, прием декларации по всем видам налогов, сдача налоговой отчетности и так далее в автоматизированном компьютерном режиме, что способствует приобретению практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальной работе налоговых органов.

У нас читают лекции лауреат Нобелевской премии по экономике 2004 года Эрлинг Кидланд, председатель комитета электронной таможни, член Совета по акцизам и таможенным вопросам при Министерстве финансов Польши Веслав Чижович и другие ученые, специалисты с мировым именем.

Министерством образования и науки созданы действенные механизмы поддержки преподавателей, активно занимающихся инновационной деятельностью. В их числе – конкурс «Лучший преподаватель вуза», открывающий дополнительные возможности для научного поиска. Победители получают возможность проводить научные стажировки и исследовательскую работу в лучших вузах мира.

Алданыш НУРУМОВ

доктор экономических наук, профессор Казахского университета экономики,

финансов и международной торговли




Календарь новостей

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1