Проведена «Неделя русского языка и литературы»
Проведена «Неделя русского языка и литературы»
Преподавателями русской филологии кафедры «Казахский и иностранные языки» «Факультета базовой подготовки»: д.ф.н., проф. Каиржановым А.К., доц. Нурмановой К.К., к.ф.н., ст.препод. Аюповой Г.К., к.ф.н., ст.препод. Исаевой Ж.К., магистром, ст.препод. Омаровой С.Ж. в период с 13 по 17 апреля 2015 года проведена «Неделя русского языка и литературы» в стенах нашего университета.
В рамках ежегодно проводимой «Недели» преподавателями организованы и проведены различные мероприятия как обучающего, познавательного, так и воспитательного характера, такие как конкурсы, викторины на знание русского языка, на лучшую письменную работу в жанре эссе, сочинений, рефератов по культуре и стилистике русской речи, о роли русского языка в современном обществе, состоянию русской речевой культуры в начале XXI века, отражению в языке культурных традиций и менталитета русского народа; литературно-музыкальные композиции, конкурсы выразительного чтения и др.
Так, 14 апреля руководством к.ф.н., ст. преподавателя Исаевой Ж.К. проведен конкурс чтецов, на котором были представлены поэтические произведения русских и мировых классиков на русском языке. В конкурсе приняли участие следующие студенты: Кожабаева Мейрамгуль, Ельтаева Асель (гр. ЭК-101), Базарбаева Салтанат, Рахимжанов Темирлан, Баймолдаева Аяулым (УиА- 105),Жаксылык Абылай, Шаймардан Айдар, Агадилова Самал(СКС- 113), Кажгалиев Алибек (ГМУ-102).
Данное мероприятие сопровождено показом слайдов и видео-материалов в указанной тематике по творчеству А.С.Пушкина, Крылова И., Симонова К., Асадова Э., Киплинга Р. Прозвучали такие стихотворения и басни как: «Письмо Татьяны к Онегину», «Я помню чудное мгновенье», «У Лукоморья дуб зеленый», «Цветок» Пушкина А.С., «Свинья по дубом», «Стрекоза и муровей» Крылова И., «Жди меня» Симонова К., «Моя звезда» Асадова Э., «Заповедь» Киплинга Р.
Декламируя стихи, студенты продемонстрировали выразительное чтение, проникновенные, задушевно-эмоциональные чувства.
По результатам конкурса 1 место заняла Кожабаева Мейрамгуль (гр. Эк-101), 2 место заняли Базарбаева Салтанат (гр. УиА-105), Ельтаева Асель (гр.ЭК-105), 3 место разделили Агадилова Самал (гр.СКС-113), Баймолдаева Аяулым (УиА-105).
16 апреля к.ф.н., ст.преподавателем Аюповой Г.К. проведена дискуссия на тему: «Что важнее: образованность или интеллигентность?» гр.ТД- 111. Цель дискуссии: побудить студентов к размышлениям об интеллигентности, объяснить суть этого уникального явления, сформировать у них не только позитивное, но и уважительное отношение к понятию «интеллигентность», показать доступность и привлекательность интеллигентности. Эпиграфами стали слова Д.С. Лихачева: «Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему» («Письма о добром»). «Высшее образование дает знания, но не интеллигентность. Оно для недостаточно развитого человека даже опасно – как и высокое положение в обществе» («Об интеллигентности»). Для обсуждения вынесены следующие вопросы: Согласны ли вы с утверждением, что «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью»? В чем принципиальная разница, по мнению Д.С. Лихачева, между образованностью и интеллигентностью? Какие качества определяют интеллигентного человека? Как вы думаете, почему нельзя притвориться интеллигентным?
В ходе дискуссии студенты вместе с преподавателем обсудили спорные моменты и проблемы, связанные с такими понятиями как образованность и интеллигентность, интеллект и образование, интеллектуальный и интеллигентный. Рассмотрев и сравнив определение по справочной литературе, выявили их суть, обратились к авторитетному мнению ученых, таких как, например, Д.С.Лихачев, который считал, что сама по себе образованность – не решающий фактор. На самом деле здесь важна не столько образованность, сколько внутренняя культура. Высшему образованию далеко не всегда сопутствует интеллигентность, оно лишь создает предпосылки к этому. Интеллигентность требует самовоспитания. Интеллигентность проявляется в способности к пониманию другого человека. Она проявляется и во внешнем облике человека, в его манерах, терпимости к окружающим людям и в «тысяче и тысяче мелочей».
В целом, формат дискуссии по проблемам интеллигентности был достаточно плодотворным, участники обсудили интересные и спорные вопросы. После окончания дискуссии студенты, отмечая его продуктивность, сообщили, что многое уяснили для себя, осознали, что образованность нельзя смешивать с интеллигентностью, однако для интеллигентности человека огромное значение имеет именно образованность. Чем интеллигентнее человек, тем больше его тяга к образованности. Способность к приобретению знаний - это тоже интеллигентность. Именно интеллигентность выражает высокий уровень умственного развития и нравственной культуры личности. Интеллигентность проявляется в эрудиции человека, богатстве его знаний и внутреннего мира.
16 апреля под руководством доцента Нурмановой К.К., ст. преподавателя Омаровой С.Ж. проведена литературно-музыкальная композиция «Созвучие великих: Абай, Пушкин». В нем приняли участие студенты групп: ГМУ-102, Мар-103, Қ-106, АЖ-109 А, Мен-109, ЕТжБҚ-110, КІ-111 и др.
Основной целью мероприятия были: обогатить и закрепить знания студентов о жизни и творчестве двух поэтов; приобщить молодежь к высокому, духовному, нравственному, всему тому, что дарит добро и красоту; способствовать воспитанию интереса к познанию творчества Абая и Пушкина.
К началу мероприятия зал был оформлен книжной выставкой произведений двух классиков, портретами Абая и Пушкина, высказываниями Абая. Программа была сопровождена слайдами о жизни и творчестве великих поэтов - классиков казахской и русской культуры.
В ходе программы исполнен вальс студентами Бимендиным Ерасылом и Кудайбергеновой Алтынай (гр.ГМУ-102) под музыку композитора Свиридова на стихи А.С.Пушкина, импровизированы в мини –спектакле роли Абая в исполнении Калкенова Жангелді (гр.АЖ-113), Пушкина в исполнении Мажитова Нурлана (гр. Мен-109). Прозвучали лирические стихотворения как на казахском, так и на русском языках, такие как: «Сегіз аяқ» в исполнении Қалдыбек Меруерт (гр. Мар-103), «Көзімнің қарасы» Абуталиповой Асем, Акмаганбетовой Анель, Габдуллиной Динары, Жангелді Оразалы (гр. Қ –106), «Желсіз түнде жарық ай» в исполнении Ұзақ Әйгерім (гр. АЖ-109), а также Қонырат Ажар (гр. Қ –106), Искакова Руслана, Кумаровой Баглан (гр. ЕТжБҚ-110), Шынгаевой Райгуль (гр. Мар-103), Абдильбекова Кобланды (гр. КІ-111), Қуанышқызы Жанар (гр. Мен-109).
В подготовке слайдов, технического оснащения участвовали студенты: Муса Алибек, Исатаев Динмухамед (гр. ЕТжБҚ-110), Каримов Темирхан (гр. ГМУ-102).
Постановка данной костюмированной композиции носило массовый характер, студенты с особым желанием и трепетом читали наизусть стихотворения выдающихся, признанных классиков мировой литературы и культуры - Абая и Пушкина.
17 апреля с 12.00 ч. в 205 аудитории к.ф.н, ст.преподавателем Аюповой Г.К. проведена литературно-музыкальная композиция на тему: «Лирические строки о войне» к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Мероприятие преследовало цели: Способствовать воспитанию патриотизма, интернационализма, любви к Родине; пропаганда мира на Земле; содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения: воспитание чувства гордости за народ, победивший в войне; уважительное отношение к традициям своей страны; развивать эстетический и литературный вкус, интерес к поэзии и поэтическому слову; пробуждать активное стремление утверждать в отношениях между людьми гуманные отношения; противодействовать жестокости, агрессивности; способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей обучающихся, навыков выразительного чтения.
В ходе программы отмечено, что приближается величайший праздник всего человечества – семьдесят лет победы в самой жестокой, кровопролитной и разрушительной войне. С каждым годом всё дальше и дальше в прошлое уходят от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся живых ветеранов, искажаются факты, значимость Победы. Поэтому очень важно знать правду о войне тем, кто живёт в XXI веке, помнить и не забывать о подвиге тех, кто ценой своей жизни подарил последующим поколениям мир и спокойствие.
Представленная студентами литературно-музыкальная композиция была посвящена военной тематике, которая, несомненно, охватывает творчество не только поэтов военного времени как А.Твардовского, К.Симонова, С.Гудзенко, С.Орлова, С.Щипачева, Б.Слуцкого, Б. Окуджавы, Д.Самойлова, Ю.Друниной, А.Ахматовой, но и послевоенного времени как Р.Рождественского, В.Высоцкого, А.Дементьева и мн.др.
В программе продемонстрированы слайды, видеоклипы на военную тематику, видеокадры о войне, жизни и творчестве поэтов, чьи стихи прозвучали в композиции и др.
В литературно-музыкальной композиции: «Лирические строки о войне» приняли участие студенты гр.ГМУ-102 казахского отделения. В ней прозвучали следующие стихотворения: «До свидания, мальчики!» Булата Окуджавы в исполнении Кудайбергеновой Алтынай, «Зинка» Юлии Друниной в исполнении Маратовой Мадины и Кудайбергеновой Алтынай, «Жди меня» Константина Симонова - Шакирова Ералы, «Клятва» - Оразбековой Карлыгаш, «Ленинградцы, дети мои» Жамбыла Жабаева -Сарсембекова Досымжана, «Баллада о матери» Андрея Дементьева – Маратовой Мадины, «Он не вернулся из боя» Владимира Высоцкого – Амантаевой Альбины, «Баллада о прокуренном вагоне» в исполнении Шакирова Ералы и Маратовой Мадины.
Традиционно «Неделя русского языка и литературы» завершилась подведением итогов, по результатам которого нижеследующие студенты, принимавшие активное участие в различных мероприятиях, проведенных в рамках этой «Недели», отмечены грамотами, благодарственными письмами, а также ценными призами. Так, среди студентов, принимавших участие в конкурсе на лучшую письменную работу в жанре «эссе» признан студент гр. ТД-111 – Темиркенов Кайрат (тема: «У мудрости есть граница, глупость же безгранична»), в жанре «сочинение» – студентка гр. Қ-106- Мухтарова Назым (тема: «Что мне даст знание русского языка»), студентка гр. Қ-106 - Танатар Айгерим (тема: «Неясность слов- есть неясность мысли»), а также выделены эссе и сочинения следующих студенток: Смагул Гаухар (гр. ЭК-101), Базарбаевой Салтанат (УиА-105), Акылбаевой Мейрамгуль (АЖ-109Б).
Награждены грамотами за участие в конкурсе чтецов следующие студенты: за занятое 1 место – Кожабаева Мейрамгуль (гр. Эк-101), 2 место -Базарбаева Салтанат (гр. УиА-105), Ельтаева Асель (гр.ЭК-105), 3 место- Агадилова Самал (гр.СКС-113), Баймолдаева Аяулым (УиА-105).
За активное участие в организации и проведении литературно-музыкальной композиции «Созвучие великих: Абай, Пушкин» отмечены грамотами и памятными призами следующие студенты: Бимендин Ерасыл (гр.ГМУ-102), Калкенов Жангелді (гр.АЖ-113), Мажитов Нурлан (гр. Мен-109), Қалдыбек Меруерт (гр. Мар-103), Абуталипова Асем, Акмаганбетова Анель, Габдуллина Динара, Жангелді Оразалы (гр. Қ –106), Ұзақ Әйгерім (гр. АЖ-109), Қонырат Ажар (гр. Қ –106), Искаков Руслан, Кумарова Баглан (гр. ЕТжБҚ-110), Шынгаева Райгуль (гр. Мар-103), Абдильбеков Кобланды (гр. КІ-111), Қуанышқызы Жанар(гр. Мен-109), Құрман Азат (гр. ЕТжБҚ-206), Құрманова Жанайым (гр. Мар-103), Капезова Айгерим, Жаманғараева Ұлан, Мұса Әлибек, Исатаев Досмұхамед (гр. ЕТжБҚ-110).
За активное участие в литературно-музыкальной композиции «Лирические строки о войне» к 70-летию Победы в ВОВ» отмечены грамотами и памятными призами следующие студенты гр. ГМУ-102: Шакиров Ералы, Маратова Мадина, Кудайбергенова Алтынай, Сарсембеков Досымжан, Оразбек Карлыгаш, Өтеген Еркебұлан.
Примечательно то, что все мероприятия носили воспитательный, нравственно-этический характер, привлечено и задействовано максимальное количество студентов, преподавателями – руководителями организованы достаточно интересные, актуальные, содержательные мероприятия, приуроченные к знаменательным датам и эпохальным событиям 2015 года: к 170-летию выдающегося поэта, мыслителя, гения казахской культуры и литературы Абая, а также к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Календарь новостей
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |